- Первый испытательный поезд Московского метрополитена
Первый испытательный поезд Московского метрополитена
Москва стала первым городом в СССР, где в 1935 году была открыта линия метро. Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года, а к октябрю 1934 года было завершено сооружение первой очереди от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры".
15 октября 1934 года от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники" началась обкатка одного пути ‑ был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов: №1 ‑ моторного, красного цвета и №1001 ‑ прицепного, песочного цвета.
4 февраля 1935 года по всей трассе прошел первый поезд, тоже состоящий из двух вагонов: моторного и прицепного.
Проектированием первых вагонов московского метро занималось Центральное вагоностроительное бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Электрооборудование вагонов проектировалось на заводе "Динамо", где оно и производилось. Кузова и тележки строил Мытищинский вагоностроительный завод. По сравнению с железнодорожными вагонами, вагоны метро имели меньшую ширину (2,7 м вместо 3,1), что позволило снизить объемы строительных работ.
Впервые в практике отечественных железных дорог поезда получали питание от контактного рельса.
Моторный вагон №1 и прицепной №1001 были изготовлены 27 августа 1934 года. Вагоны получили индекс (обозначение) ‑ "А". Вагоны типа "А" имели сварные кузова и тележки. Большинство электроаппаратов и тяговые двигатели были ранее разработаны немецкой фирмой Siemens. Схема управления не имела аккумуляторной батареи и получала питание от контактной сети через добавочное сопротивление и контроллер вожатого (KB). Салон освещали 30 ламп напряжением 120 В. Выпуск многих аппаратов пневматики был освоен отечественными заводами.
Моторный и прицепной вагон составляли одну секцию. Токоприемники имели только моторные вагоны, а высокое напряжение на прицепной вагон секции подавалось через высоковольтный разъем.
Масса моторного вагона типа А составляла 51,7 т, прицепного ‑ 36,3 т. Каждый вагон секции имел четыре пары двухстворчатых дверей при ширине раствора (в свету) 950 мм и по 44 сидячих места (с пружинными, с кожаной обивкой диванами).
Двери вагонов закрывались и открывались машинистом одновременно во всем поезде при помощи электропневматических приводов и дверных воздухораспределителей. Самые первые поезда метро внутри были отделаны линкрустом - желтым фактурным картоном.
В каждом вагоне секции имелась кабина управления. В кабине с правой стороны размещалось рабочее место машиниста (вожатого), а с левой стороны располагался начальник поезда. Кондуктор размещался на рабочем месте машиниста хвостового вагона поезда. Максимальная скорость моторных вагонов типа А равнялась 65 км/ч.
Первые вагоны метро были окрашены в желто‑коричневый цвет. Это был стандарт, по которому окрашивались мотор‑вагонные и электрические поезда. Точно так же были окрашены пригородные электрички на московском узле. Верх электропоезда должен был быть окрашен в цвет слоновой кости, а низ – коричневым цветом.
24 сентября 1934 года первая секция метровагонов пришла из Мытищ в депо "Северное".
Через два дня после первого пробного прохода поезда, состоявшегося 4 февраля 1935 года, первыми пассажирами Московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. 19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей ‑ передовиков производства, получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена.
В 4 часа 30 минут утра 15 мая 1935 года первый двухсекционный состав (маршрут №1) вышел из депо на линию. Было начато движение поездов между станциями "Сокольники" и "Парк культуры", с ответвлением к Смоленской площади (станции "Коминтерн", "Арбатская" и "Смоленская"). Позже метропоезда стали формировать из четырех вагонов (двух секций), а с марта 1936 года - из шести вагонов (трёх секций).
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.